Уполномоченный по правам человека
в Тверской области

170100, г. Тверь, ул. Советская, 23
8 (4822) 34-18-09

Законодательные основы деятельности Уполномоченного

Из Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»:

Пункт 1 статьи 5

В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

Из Устава Тверской области:

Статья 70

Для контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина из числа граждан, проживающих на территории области, может избираться Уполномоченный по правам человека. Правовой статус, порядок избрания и деятельности Уполномоченного по правам человека определяются законом области.

Из Закона Тверской области от 6 июня 2012 г. № 36-ЗО «Об Уполномоченном по правам человека в Тверской области и Уполномоченном по правам ребенка в Тверской области»:

Статья 2. Правовой статус Уполномоченных

Должности Уполномоченного по правам человека в Тверской области и Уполномоченного по правам ребенка в Тверской области учреждаются в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, прав, свобод и законных интересов ребенка, их соблюдения и уважения органами государственной власти Тверской области, государственными органами Тверской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, их должностными лицами, организациями, находящимися на территории Тверской области.

Статья 5. Задачи Уполномоченных

1. Приоритетными задачами Уполномоченного по правам человека являются:

1) содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина;

2) содействие реализации прав инвалидов;

3) содействие реализации прав на дополнительные гарантии по социальной поддержке лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Приоритетными задачами Уполномоченного по правам ребенка являются:

1) содействие восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка;

2) содействие сохранению семьи;

3) содействие защите от необоснованного вмешательства во внутреннюю жизнь семьи при осуществлении прав родителей на воспитание детей, включая формирование их мировоззрения и образа жизни, с учетом уважения к религиозным предписаниям;

4) содействие реализации прав на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Основные задачи Уполномоченных:

1) осуществление мониторинга за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав, свобод и законных интересов ребенка, гарантируемых Конституцией Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

2) содействие органам государственной власти Тверской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в создании системы защиты прав и свобод человека и гражданина, прав, свобод и законных интересов ребенка;

3) содействие органам государственной власти Тверской области в создании условий для развития институтов гражданского общества;

4) участие в межрегиональном и международном сотрудничестве в области прав и свобод человека и гражданина, прав, свобод и законных интересов ребенка, содействие его развитию;

5) осуществление правового просвещения граждан на территории Тверской области по вопросам прав и свобод человека и гражданина, прав, свобод и законных интересов ребенка, форм и методов их защиты;

6) информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав, свобод и законных интересов ребенка.

Статья 19. Рассмотрение Уполномоченными жалоб (заявлений)

1. Получив жалобу (заявление), Уполномоченные:

1) принимают жалобу (заявление) к рассмотрению;

2) разъясняют заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав, прав, свобод и законных интересов ребенка;

3) при необходимости передают жалобу (заявление) в орган государственной власти, государственный орган, орган местного самоуправления, должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы (заявления) по существу;

4) жалоба (заявление) может быть оставлена (оставлено) без рассмотрения в случаях, установленных законодательством.

Если жалоба (заявление) подлежит рассмотрению, Уполномоченные в течение пяти календарных дней со дня поступления жалобы (заявления) извещают об этом орган государственной власти, государственный орган местного самоуправления, должностное лицо, руководителя организации, действия (бездействие) или решение которых обжалуются.

2. Орган государственной власти Тверской области, орган местного самоуправления муниципального образования Тверской области, должностное лицо, руководитель организации, действия (бездействие) или решения которых обжалуются, вправе дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом. Заявитель должен быть ознакомлен с представленными объяснениями.

В случае представления объяснений Уполномоченные при принятии решения по делу учитывают их наряду с другой собранной по делу информацией.

3. Уполномоченные обязаны информировать заявителя о ходе рассмотрения жалобы (заявления) и сообщать ему о результатах рассмотрения жалобы (заявления).

Статья 20. Формы реагирования Уполномоченных на нарушения прав и

свобод человека и гражданина, прав, свобод и законных интересов ребенка

1. В случае установления нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав, свобод и законных интересов ребенка Уполномоченные направляют в орган государственной власти Тверской области, орган местного самоуправления муниципального образования Тверской области, должностному лицу, руководителю организации в действиях (бездействии) или решениях которых они усматривают нарушение прав и свобод человека и гражданина, прав, свобод и законных интересов ребенка свои заключения. Копия заключения может быть направлена вышестоящему должностному лицу.

2. По результатам рассмотрения обращений Уполномоченные вправе обратиться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства или уголовного дела в отношении должностных лиц, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав, свобод и законных интересов ребенка.

3. Уполномоченные вправе опубликовать информацию о результатах рассмотрения жалоб (заявлений) о нарушении прав и свобод человека и гражданина, прав, свобод и законных интересов ребенка в средствах массовой информации.

Из Порядка работы с обращениями граждан, утвержденного приказом Уполномоченного по правам человека Тверской области от 2 августа 2010 г. № 44:

Пункт 1.3.

Уполномоченный по правам человека в Тверской области (далее — Уполномоченный) и сотрудники его аппарата рассматривают письменные обращения и осуществляют личный прием граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам нарушения прав человека.

Пункт 4. Порядок рассмотрения отдельных обращений

4.1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

4.2. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

4.3. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение 7 дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

4.4. Государственный орган при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

4.5. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

4.6. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, заместитель руководителя аппарата вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

4.7. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

4.8. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующий орган (органы) или соответствующему должностному лицу (лицам), в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

4.9. Исполнитель при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган или иному должностному лицу в случае необходимости запрашивает в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

Пункт 5. Личный прием граждан

5.1. В государственном органе осуществляется личный прием граждан. Информация о месте, дате и времени проведения личного приема, порядке записи на прием размещается в приемной граждан, на официальном сайте Уполномоченного, публикуется в средствах массовой информации, а также доводится до сведения граждан специалистом по телефону.

График приема граждан утверждается Уполномоченным.

5.2. Специалист при необходимости дает первичную консультацию обратившимся гражданам о компетенции Уполномоченного, порядке приема граждан, порядке рассмотрения обращений, а также назначает гражданину дату и время личного приема специалистом аппарата Уполномоченного.

5.3. При личном приеме гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.

5.4. Время личного приема составляет 30 минут. Время приема может быть продлено по усмотрению сотрудника, осуществляющего прием.

5.5. Содержание устного обращения гражданина и результат личного приема заносятся в карточку приема граждан. При этом гражданин в соответствующей графе ставит свою подпись. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит рассмотрению в установленном порядке.

5.6. В случае, если в ходе личного приема будет установлено, что в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

5.7. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

5.8. В случае, если гражданин в ходе личного приема допускает неуважительное отношение к лицу, осуществляющему прием (оскорбления, нецензурные высказывания и т. п.), прием прекращается.

5.9. Если гражданин был принят заместителем руководителя аппарата, но не согласен с результатами рассмотрения обращения, при желании гражданина, производится его запись на личный прием к Уполномоченному. В этом случае заместитель руководителя аппарата согласовывает с Уполномоченным дату личного приема, после чего гражданин извещается о дате, месте и времени приема Уполномоченным.