Уполномоченный по правам человека
в Тверской области

170100, г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, 5
8 (4822) 34-18-09

Реализация права граждан на получение бесплатной доступной и качественной медицинской помощи

17 декабря 2013 года состоялось заседание Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Тверской области на тему: «О реализации права граждан на получение бесплатной доступной и качественной медицинской помощи».

Проблемы, накопившиеся в здравоохранении, вызывают серьезную озабоченность в обществе. Об этом свидетельствуют определенные показатели, характеризующие такие направления, как: состояние собственно системы здравоохранения; состояние здоровья населения; оценка населением медицинских услуг; отношение к системе здравоохранения вообще и реформам в частности.

Финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования в 2013г. по сравнению с 2012 г. было увеличено на 30%.

В 2013г. Территориальная программа обязательного медицинского страхования по нормативам объемов медицинской помощи утверждена на уровне федеральных, по нормативам финансовых затрат на единицу объемов выше федеральных в среднем на 10, 3%.

Вместе с тем, по данным государственной статистики за 9 месяцев 2013г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в Тверской области:

  • рождаемость снизилась (с 11, 6% до 11, 3% на 1 тыс. населения),
  • смертность увеличилась (с 18, 2% до 18, 3%),
  • естественная убыль населения увеличилась (с −6, 7% до −7% на 1 тыс. населения).

В ходе подготовки к заседанию Экспертного совета был проведен опрос общественного мнения, анализ которого показал, что удовлетворенность населения качеством медицинских услуг составляет 37% от опрошенных (в сельской местности 21%).

Среди основных причин неудовлетворенности граждане отмечают: наличие очереди в поликлинике; отсутствие узких специалистов; невнимательность медицинского персонала; замену бесплатных услуг платными; отсутствие диагностического и лабораторного оборудования.

77% опрошенных граждан говорят о том, что им приходилось использовать личные денежные средства при лечении или обследовании в рамках программы государственных гарантий.

Количество врачебных вакансий в регионе не уменьшается (2012г.-842, 2013г.-866). Число трудоустроившихся в лечебно-профилактические учреждения региона молодых специалистов остается на прежнем уровне (2012г.-83 чел., 2013г.-84 чел.). Количество совместителей составляет в 2013г. 6097 человек. Это больше, чем в 2012г. на 4%.

Проблема вызвала бурное обсуждение участников заседания.

По мнению члена Экспертного совета, руководителя рабочей группы Калинкиной Н.М., много вопросов вызывают доступность и качество оказания первичной медицинской помощи, в том числе работа скорой помощи. Остро стоит проблема кадрового обеспечения медицинских учреждений. Из-за отсутствия узких специалистов простаивает дорогостоящее диагностическое оборудование, возрастают очереди на прием к врачу, сельские жители вынуждены искать медицинские услуги в округе, а городские — в платных частных клиниках. У молодых специалистов нет мотивации работать в ЦРБ.

В ходе обсуждения был высказан ряд рекомендаций по улучшению сложившейся ситуации.

Б.Н.Давыдов, член Общественной палаты Тверской области, высказал предложение выступить с законодательной инициативой о том, чтобы выпускники медицинских учебных заведений в обязательном порядке отрабатывали 3 года в государственных медицинских учреждениях. Это во многом могло бы решить кадровую проблему.

А.Б.Марыгин, председатель обкома профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания, предложил проводить диспансеризацию сотрудников предприятий по субботам, поскольку в рабочее время посещение врачей для многих проблематично.

Н.В.Коробкин, член Общественной палаты Твери, обратил внимание на то, что полномочия по вопросам здравоохранения от органов местного самоуправления были переданы на уровень региональной власти, что повлияло на качество медицины. Было бы целесообразно делегировать полномочия по здравоохранению органам местного самоуправления в крупных городах.

Т.В.Слесарева, член Экспертного совета, директор Тверской гимназии № 12, озвучила проблему большой текучки медицинских кадров, работающих в образовательных учреждениях. Кроме того, рабочий день медицинского персонала заканчивается в 17.00, в то время как занятия второй смены заканчиваются в школе в 19.00. В этот промежуток времени ученики рискуют остаться без оказания первичной медицинской помощи.

Министр здравоохранения Тверской области Е.В.Жидкова рассказала о состоянии дел в здравоохранении, отметив, что озвученные проблемы в обязательном порядке будут проработаны и по ним будут приняты соответствующие меры.

По результатам работы Экспертного совета был выработан ряд рекомендаций, наиболее значимыми из которых являются:

  1. Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению сохранить действующую сеть ФАПов и участковых больниц, укрепить их материально-техническую базу, активизировать работу межрайонных клинико-диагностических центров, развивать передвижные формы лечебно-диагностической и консультативной помощи. Обеспечить дальнейшее развитие института врача общей практики. Пропагандировать опыт работы лучших врачей общей практики, осуществляющих прием пациентов по ряду профилей, в том числе педиатрии.
  2. Разработать и утвердить единые требования к работе поликлиник, в том числе к организации предварительной записи:
    • на прием к врачам первичного звена;
    • на прием к узким специалистам.
  3. Обеспечить возможность записи в вечернее время, ежедневно, непосредственно при обращении пациента или по телефону.

  4. С целью повышения доступности и качества оказания скорой медицинской помощи принять меры по укомплектованию кадрами подразделений данного вида медицинской помощи.

    Обратить внимание глав муниципальных образований на состояние дорог и необходимость проведения соответствующих мероприятий, способствующих улучшению доступности населенных пунктов.

  5. С целью снижения смертности населения от сосудистых заболеваний разработать маршрутизацию пациентов для получения своевременной специлизированной медицинской помощи в сосудистых центрах региона, разработать и отработать алгоритм действий всех служб для своевременной доставки и лечения пациента.

  6. Совместно со страховыми медицинскими организациями, СМИ, общественными формированиями расширить информирование населения о правах граждан на бесплатные медицинские услуги в рамках территориальной государственной программы бесплатного оказания медицинской помощи, о стандартах медицинских услуг.

  7. В целях координации работы по формированию единых подходов в вопросах оказания платных медицинских услуг издать нормативный акт по единому перечню платных медицинских услуг, разработать единую унифицированную форму договора на оказание платных услуг в медицинских организациях, осуществляющих деятельность на территории Тверской области. Обеспечить население информацией о платных услугах на специальных стендах и сайтах лечебно-профилактических учреждений.

  8. С целью максимального упорядочения оказания платных диагностических услуг населению проанализировать загруженность диагностического оборудования, приобретенного за счет бюджетных средств, эффективность его использования, в том числе в рамках диспансеризации населения. Обеспечить доступность обследования, в том числе для жителей сельской местности, по направлению врача в соответствии с письмом Министерства здравоохранения России от 08.11.2013г. № 11-9/10/2-8309 «О формировании и экономическом обосновании ТП ОМС на 2014г. и плановый период 2015 и 2016г.г.» о предельных сроках ожидания.

  9. Организовать широкое информирование населения о предельных сроках ожидания бесплатной плановой медицинской помощи, рекомендованных письмом Министерства здравоохранения России от 08.11.2013г. № 11-9/10/2-8309 «О формировании и экономическом обосновании ТП ОМС на 2014г. и плановый период 2015 и 2016г.г.».

  10. С целью обеспечения доступности приобретения получения лекарственных препаратов по льготным рецептам принять меры по расширению сети аптечных организаций; обеспечить отпуск лекарственных препаратов обособленными медицинскими подразделениями центральных районных больниц, имеющих лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

  11. Разработать и реализовать систему мер по повышению престижа медицинской профессии, по исключению фактов грубости и равнодушия со стороны медицинского персонала в отношении с пациентами.

  12.  С целью повышения качества жизни детей, улучшения состояния их здоровья разработать систему мер по совершенствованию медицинского обслуживания учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев непосредственно в образовательных учреждениях; принять участие в реализации мероприятий по развитию инклюзивного образования.

  13. Активизировать работу по созданию доступной среды в медицинских учреждениях для получения инвалидами медицинской помощи в соответствии со стандартами.

  14. Во исполнение Приказа Министерства здравоохранения РФ от 31.10.2013г. № 810а «Об организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения», привлечь к проведению независимой оценки качества медицинских услуг независимых экспертов, широкую общественность, представляющую различные социальные группы, различные муниципальные образования.

Рекомендации Экспертного совета