Уполномоченный по правам человека
в Тверской области

170100, г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, 5
8 (4822) 34-18-09

О реализации прав жителей Тверской области на благоприятную окружающую среду

8 июля 2016 года состоялось заседание Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Тверской области на тему: «О реализации прав жителей Тверской области на благоприятную окружающую среду».

В мероприятии приняли участие Тверской межрайонный природоохранный прокурор Плеханов Д.Е., руководитель Управления Роспотребнадзора по Тверской области Синода В.А.; начальник Тверского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Зимина Т.Ю., начальник отдела экологического надзора управления Росприроднадзора Тверской области Солдатенков А.К., представители министерств природных ресурсов и экологии, лесного хозяйства, топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области; администрации г. Тверь, Главного Управления МЧС по Тверской области.

 

С основными докладами по указанной теме выступили: председатель Тверского отделения Всероссийского общества охраны природы, заведующий кафедрой природообустройства и экологии ТвГТУ, доктор технических наук Женихов Ю.Н., доцент кафедры физической географии и экологии ТвГУ, кандидат биологических наук, руководитель Экологического центра ТвГУ, эксперт Общественной палаты г. Твери, эксперт Общественной палаты Тверской области Сорокин А.С., директор ООО Научно-производственной фирмы «ТЭТА» Константинова О.Б.



Презентация к выступлению Женихова Ю.Н.




Презентация к выступлению Константиновой О.Б.




Презентация к выступлению Сорокина А.С.


В подготовке материалов к Экспертному совету участвовали члены рабочей группы: кандидат географических наук, доцент кафедры физической географии и экологии ТвГУ Цыганов А.А., руководитель парковой зоны муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» Данилова Р.М., менеджер по охране труда, окружающей среды и промышленной безопасности ООО «Парок» Дешева Н.А., эколог АО «Вагонкомплект» Сивак И.В.

Обращения граждан, поступающие к Уполномоченному, анализ материалов СМИ, информация контролирующих органов свидетельствуют о том, что в Тверской области проблемы реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду не всегда находят свое объективное разрешение.

В 2015 году Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой было выявлено 2860 нарушений природоохранного законодательства, в 2016 – 1367. На территории региона наиболее распространены нарушения: в сфере размещения твердых бытовых отходов, качества питьевой воды, пользования водными объектами и объектами животного мира, правил лесопользования.

По информации Росприроднадзора по Тверской области, на территории региона 39 объектов размещения отходов. На сегодняшний день только 8 объектов размещения отходов включены в ГРОРО (Государственный реестр объектов размещения отходов), остальные санкционированные свалки не отвечают предъявляемым требованиям, зачастую располагаются на землях населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения.

По информации Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, износ систем водоснабжения и водооотведения по Тверской области в среднем составляет 75%. Ежегодная замена водопроводных сетей составляет менее 1% от их общей протяженности, что в 4-6 раз меньше необходимых объемов.

По информации Росгеологии, в настоящее время система территориального мониторинга состояния недр в Тверской области отсутствует. Утрачен механизм контроля за эксплуатацией подземных вод. Состояние почти 4000 скважин неизвестно.

В результате - 39 % проб водопроводной воды в Тверской области не отвечают гигиеническим нормативам (по данным Роспотребнадзора).

Качество атмосферного воздуха в рамках государственной наблюдательной сети Росгидромета на территории Тверской области контролируется только в г. Твери на одном стационарном посту. Стационарные посты, находившиеся до 2001 года в других районах разрушены. Маршрутные и подфакельные посты отсутствуют. Хотя количество стационарных постов должно зависеть от численности населения.

По данным МЧС по Тверской области, в 2014 году ущерб, причиненный лесными пожарами, составил 578 млн. 65 тыс. рублей. В 2015 – 7 млн 181 тыс. руб. Основной причиной пожаров является нарушение правил пожарной безопасности в лесах гражданами.

 

В рамках подготовки к заседанию Экспертного совета при содействии общественных помощников Уполномоченного было проведено анкетирование граждан г. Твери и ряда муниципальных образований Тверской области. В социологическом исследовании приняли участие Бежецкий, Вышневолоцкий, Зубцовский, Калининский, Кесовогорский, Лихославльский, Молоковский, Осташковский, Торопецкий, Удомельский районы, г. Кимры.

Всего было опрошено 349 человек. Как показало исследование,

у 89% граждан состояние окружающей среды вызывает тревогу.

50% оценивают состояние окружающей среды в регионе как неудовлетворительное.

Среди наиболее острых проблем жители региона называют:

- наличие несанкционированных свалок (82%); изношенность водопроводных сетей (64%); вырубка лесов (62%)%; захват и ограждение берегов (53%); низкое качество питьевой воды (52%).

57 % опрошенных считают, что информация о состоянии окружающей среды в их населенном пункте недоступна.

Большая часть опрошенных считают, что обращаться с жалобами о нарушении прав на благоприятную окружающую среду не имеет смысла.

64% граждан оценивают уровень экологической культуры населения как неудовлетворительный.

При этом 81% респондентов принимали участие в экологических акциях, субботниках, 75% выразили готовность убирать за собой мусор после отдыха на природе, 69% - согласны выбрасывать бытовой мусор только в специально отведенных местах.

По результатам работы Экспертного совета был принят ряд рекомендаций в адрес Правительства и органов исполнительной власти Тверской области, органов и учреждений, осуществляющих надзор и контроль за исполнением на территории региона законодательства об охране окружающей среды, органов местного самоуправления, общественных организаций.

Рекомендации Экспертного совета