27 октября 2016 года Уполномоченный по правам ребенка в Тверской области Лариса Мосолыгина приняла участие в парламентских слушаниях на тему «Основные направления совершенствования семейного законодательства Российской Федерации на современном этапе», состоявшихся в Совете Федерации.
Комитету СФ по конституционному законодательству и государственному строительству было рекомендовано подготовить законопроект, вносящий поправки в действующий Семейный кодекс РФ и затрагивающий ряд наиболее спорных его положений: меры семейно-правовой ответственности, ограничение и лишение родительских прав, отобрание ребенка из семьи.
По мнению заместителя председателя Комитета С Ф Елены Мизулиной, одним из ключевых положений поправок в Семейный кодекс РФ должно стать введение в качестве наиболее мягкой меры семейно-правовой ответственности предупреждения родителей.
Концептуальными положениями нового законопроекта является предоставление права родителю, лишенному родительских прав на основании судебного решения, контактировать с ребенком. Проектом закона предлагается установление судебного порядка отобрания ребенка, введение трехлетнего срока, в течение которого допускается отмена усыновления, а также обязательное участие адвоката на стороне родителей при рассмотрении судом споров, связанных с отобранием ребенка, ограничением родительских прав, лишением родительских прав.
В дискуссии приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти, Администрации Президента Р Ф, Генеральной прокуратуры, Следственного Комитета России, Верховного Суда Р Ф, научного сообщества.
Уполномоченным по правам ребенка в Тверской области в адрес Елены Мизулиной был направлен ряд предложений по изменению действующего законодательства, основными из которых являются предложения, касающиеся:
— толкования понятия «законный представитель» несовершеннолетнего в ситуациях, требующих вмешательства правоохранительных органов, при оказании медицинской помощи, в том числе в отношении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— назначения государственного защитника для несовершеннолетних жертв преступлений с момента поступления заявления о преступлении;
— необходимости принятия на федеральном уровне закона о многодетных семьях, содержащего единые критерии многодетности и меры социальной поддержки таких семей со стороны государства и др.