Уполномоченный по правам человека
в Тверской области

170100, г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, 5
8 (4822) 34-18-09

Правовое просвещение граждан в сфере ЖКХ как важнейший фактор социально-экономической стабильности в регионе

25 ноября 2015 года Уполномоченный по правам человека в Тверской области Владимир Бабичев провел «круглый стол» на тему: «Правовое просвещение граждан в сфере ЖКХ как важнейший фактор социально-экономической стабильности в регионе». Участниками мероприятия стали: Атаева Т.С., начальник ГУ ГЖИ Тверской области; Соколов А.Ю., начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тверской области; Боброва Т.В., начальник отдела социальных выплат Министерства социальной защиты населения Тверской области; Дасаева Л.И., главный специалист-эксперт отдела организационного контроля, мониторинга и правового обеспечения Министерства ТЭК и ЖКХ Тверской области; Цымбал М.А., начальник отдела нормативно-правового сопровождения Департамента ЖКХ и жилищной политики администрации г. Твери; Иванова Т.В., директор по правовым вопросам ООО «Тверь Водоканал»; Гордеев А.В., руководитель Тверского отделения ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт»; Вышинская Н.А., пресс-секретарь ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт»; Ротай А.А., коммерческий директор ООО «Тверская генерация»; Теслицкий С.В., начальник договорного отдела ООО «Тверская генерация»; Истомин А.М., юрисконсульт ООО «Тверская генерация»; Туманова Е.В., начальник юридического отдела филиала ОАО «Газпром газораспределение Тверь»; Романенкова Г.Г., ТООО «Качество жизни»; Кириченко О.Л., председатель Тверской региональной Ассоциации ТСЖ и ЖСК (ЖК); Боровская К.С., менеджер по связям с общественностью Центра НКО; Воронова Л.Б., советник-консультант УПЧ в Тверской области; Лаврина Т.С., помощник УПЧ в Тверской области на общественных началах в г.Тверь; Пинигина А.В., помощник УПЧ в Тверской области на общественных началах в г.Тверь

По словам Владимира Бабичева, по состоянию на 1 ноября 2015 года в адрес Уполномоченного поступило 130 обращений граждан по вопросам нарушения права на жилище.

Во многих случаях гражданам требовалась правовая консультация по вопросам предоставления жилья. О существующих программах по обеспечению жильем, порядке постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сроках предоставления жилья обращались: малообеспеченные граждане, многодетные семьи, одинокие матери. Активно обращаются к Уполномоченному дети-сироты и лица из числа детей-сирот с просьбой разъяснить возможность получения жилого помещения.

Имеют место обращения по вопросу переселения из аварийного жилого фонда. Поводом к обращению становится длительное непереселение из аварийных домов, переселение во вновь построенные жилые помещения, качество которых оставляет желать лучшего, отсутствие программ по переселению, отсутствие у муниципальных образований финансовых возможностей для переселения из аварийного жилья.

Остается актуальным вопрос начисления платы за общедомовые нужды. Споры возникают по оплате за потребленную электроэнергию на ОДН. Чаще всего жители требуют разъяснить основания взимания указанной платы. В отдельных обращениях указывают на отсутствие должного порядка при учете потребителей ресурса, вследствие чего, случаются споры по размеру платежа.

Остается высоким процент жалоб на слабую работу управляющих компаний.

Присутствуют обращения от погорельцев, которых муниципалитеты не могут обеспечить жилыми помещениями маневренного фонда, так как этот фонд не создан и средства для его создания отсутствуют. В отдельных обращениях погорельцы жаловались на длительность ожидания реализации внеочередного права на обеспечение жильем.

Жалуются граждане на неудовлетворительную работу муниципалитетов при подготовке к отопительному сезону, а также на предоставление поставщиками коммунальных ресурсов ненадлежащего качества.

Обращаются граждане и с вопросами оплаты капитального ремонта многоквартирных домов. Собственников многоквартирных домов интересует сохранность средств, собранных на капремонт как Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, так и самими собственниками на специальных счетах, размещаемых в банках. Высокий уровень инфляции способствует обесцениванию собираемых средств, а проценты, предлагаемые банками зачастую не покрывают уровень инфляции.

Начальник ГУ ГЖИ Тверской области Татьяна Атаева отметила, что за последний месяц в адрес ГЖИ поступило 3200 обращений граждан. Это очень большая цифра, говорящая о достаточно большой напряженности в сфере ЖКХ. Она обозначила несколько актуальных проблем, касающихся деятельности управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций. В частности плата за ОДН: нередко жителей обременяют платой за ОДН за нежилые помещения и за коммерческих лиц, расположенных в их доме. Ресурсоснабжающие организации не имеют технических паспортов на общедомовые приборы учета, не знают схем подключения коммуникаций, тепловики не знают температуру, которая должна быть на входе в МКД.

По словам Андрея Соколова, в Роспотребнадзор поступает 10 тыс. устных обращений в год, 25 % из которых - вопросы ЖКХ. В 2015 году организация разбиралась с вопросом установки индивидуальных приборов учета. Согласно закону установка должна быть бесплатной, однако повсеместно взымается плата как за установку, так и за опломбировку. В этой части гражданам активно оказывается помощь в составлении претензий и исковых заявления.

Александр Гордеев высказался по вопросу правильности расчета платы за ОДН, отметив, что на размер ОДН может влиять состояние проводки и воровство граждан. Эти детали должны выявлять управляющие компании и советы домов.

Выступающие особо отметили необходимость повышения активности населения в вопросах жилищно-коммунального хозяйства, в том числе при содействии общественных организаций.

Участники мероприятия приняли решение направить предложения по изменению сложившейся ситуации в адрес Уполномоченного.