Уполномоченный по правам человека
в Тверской области

170100, г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, 5
8 (4822) 34-18-09

Уполномоченный по правам ребенка в Тверской области и глава администрации Твери обсудили проблемы образования

23 июня Уполномоченный по правам ребенка в Тверской области Лариса Мосолыгина и глава администрации г. Твери Алексей Огоньков обсудили существующие в областном центре проблемы в сфере образования. В первую очередь речь шла о прекращении практики взимания с родителей средств на нужды образования.
В адрес Уполномоченного поступают многочисленные обращения родителей по вопросу приобретения за их счет учебных пособий для общеобразовательных школ в виде рабочих тетрадей на печатной основе.
В рамках проведенного Уполномоченным мониторинга установлено, что в образовательных организациях г. Твери сложилась практически повсеместная практика навязывания родителям необходимости использования данных учебных пособий путем предоставления недостоверной информации о якобы их обязательности. Количество рабочих тетрадей в расчете на 1 ребенка в разных учреждениях доходит до 10−12 штук. Суммы, затрачиваемые родителями на приобретение комплектов тетрадей на 1 ребенка, составляют от 1,5 до 3,5 тысяч рублей. Для многих семей, в том числе, где в школах обучаются несколько детей, это весьма существенные траты.
Не используются тетради на печатной основе лишь в трех общеобразовательных организациях города — средних общеобразовательных школах №№ 9,36 и 42.
В подавляющем большинстве школ указанные учебные пособия не включены в учебные планы, следовательно, предоставляемая родителям информация об обязательном характере их использования не соответствует действительности. В УМК учебного плана рабочие тетради включены лишь в гимназии № 8, общеобразовательных школах№№ 4, 16,21,34,39,46, Тверском лицее, начальной школе № 1 и Тверской епархиальной православной школе во имя свт. Тихона Задонского.
В соответствии с ч.1 ст. 35 закона «Об образовании в РФ» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных средств в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
В соответствии с неоднократными разъяснениями Министерства образования и науки РФ, в случае, если администрация образовательной организации включает конкретную рабочую тетрадь на печатной основе в список учебных пособий, используемых в образовательной деятельности, который утверждается приказом директора организации, то данная рабочая тетрадь должна предоставляться учащемуся за счет бюджета. Если рабочая тетрадь не включена в УМК, то требовать ее обязательное наличие, приобретение за счет родителей образовательная организация не вправе.
В случае, если педагог считает необходимым использование рабочего материала из тетради, не включенной в учебный план и являющейся необязательным, дополнительным инструментом обучения, он должен предоставить его учащимся в виде ксерокопий либо ссылки на электронную версию.
Лариса Мосолыгина предложила категорически отказаться от практики взимания наличных денежных средств на любые нужды школ и детских садов с родителей.
— Существуют цивилизованные формы оказания помощи образовательным учреждениям в виде официальных попечительских советов, утвержденных ими программ развития учреждений образования, со строгой отчетностью о направляемых на реализацию программных целей средствах. Никаких поборов наличности с родителей быть не должно, — считает Уполномоченный по правам ребенка в Тверской области.
Очевидно, что в условиях недофинансирования отрасли существуют не предусмотренные в бюджете потребности образовательных организаций. Но перекладывать финансирование этих потребностей только на родителей недопустимо. Необходимо использовать все возможные ресурсы, в том числе — внебюджетные доходы учреждений от предоставления дополнительных услуг на платной основе.
Этот вопрос также был обсужден в ходе разговора Уполномоченного и главы администрации Твери. Существует огромный родительский спрос на доступные по стоимости для семьи с любым достатком кружки и секции, на услуги логопеда, психолога. Родители не имеют информации о том, какие секции, специалисты работают в соседних школах, вынуждены обращаться в коммерческие организации, в то время как образовательные организации во внеурочное время располагают и помещениями для занятий, и подготовленными квалифицированными специалистами. Лариса Мосолыгина предложила составить публичную городскую карту детских объектов, на которую нанести все действующие детские учреждения образования (в том числе дополнительного, спортивного, в сфере искусств) и досуга и информацию о предоставляемых ими бесплатных и дополнительных услугах, стоимости дополнительных услуг и предусмотренных для отдельных категорий населения льготах. Это предложение также было поддержано главой администрации Твери.