Уполномоченный по правам человека
в Тверской области

170100, г. Тверь, ул. Советская, 23
8 (4822) 34-18-09

Август 2015

Аппарат Уполномоченного по правам человека в Тверской области разъясняет

Пенсионное обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В адрес Уполномоченного по правам человека в Тверской области поступают обращения, связанные с темой пенсионного обеспечения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня мы хотели бы остановиться на ней подробнее.

В соответствии с действующим законодательством пенсии по инвалидности бывают трех видов: социальная, государственная и страховая.

Право на социальную пенсию согласно Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», имеют постоянно проживающие в Российской Федерации инвалиды I, II и III групп, в том числе инвалиды с детства; дети-инвалиды, т. е. категории граждан, у которых полностью отсутствует страховой стаж.

Для назначения этой пенсии необходимо предоставить заявление о назначении социальной пенсии; паспорт.

Государственная пенсия выплачивается военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны (и приравненным к ним категориям граждан), блокадникам, жертвам техногенных или радиационных катастроф. Для оформления пенсии необходимо предоставить: заявление о назначении государственной пенсии по инвалидности, паспорт, документы (в зависимости от категории гражданина, обратившегося за указанной пенсией).

Лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие страховой стаж, имеют право на получение страховой пенсии по инвалидности

В этом году система пенсионных начислений претерпела значительные изменения. Исчезло из законов понятие «трудовая пенсия». В соответствии Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлены следующие виды страховых пенсий:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Существует несколько условий для назначения страховой пенсии по инвалидности.

  1. Правом на получение страховой пенсии по инвалидности обладает лицо, признанное инвалидом. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Порядок признания лица инвалидом установлен постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

  2. Лицопретендующее на получение страховой пенсии по инвалидности, должно быть застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования. Согласно действующему законодательству застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

  3. Обратим внимание на важное условие назначения страховой пенсии по инвалидности - это требование к страховому стажу. В данном случае требование к продолжительности страхового стажа отсутствует, главное условие - наличие такого стажа, при этом продолжительность стажа может быть любой. Но надо иметь ввиду, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

  4. Ранее трудовая пенсия по инвалидности не назначалась в случае наступления инвалидности вследствие совершения лицом-получателем пенсии умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые устанавливались в судебном порядке. В таких случаях назначалась социальная пенсия по инвалидности. Сегодня главное условие - это признание лица инвалидом. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины наступления инвалидности.

Для оформления страховой пенсии по инвалидности необходимо предоставить: заявление о назначении страховой пенсии по инвалидности; паспорт (для граждан РФ) или вид на жительство (для иностранных граждан и лиц без гражданства); свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС); документы, подтверждающие продолжительность страхового стажа, выписку из акта освидетельствования медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, другие документы, необходимые для подтверждения дополнительных обстоятельств. Документы, подтверждающие периоды работы и другие периоды, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество гражданина, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и др.).

Заявление о назначении любого вида пенсии подается в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту жительства, по месту пребывания либо по месту фактического проживания гражданина, либо в многофункциональном центре (МФЦ). Его можно подать лично, по почте, либо через законного представителя.