Уполномоченный по правам человека
в Тверской области

170100, г. Тверь, ул. Советская, 23
8 (4822) 34-18-09

Февраль 2015

Аппарат Уполномоченного по правам человека в Тверской области разъясняет

Право граждан на благоприятную окружающую среду

Статья 42 Конституции РФ регламентирует: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Зафиксирован рост количества жалоб, поступивших в адрес Уполномоченного по правам человека в Тверской области в 2014 году по данному разделу (2012 г.- 11, 2013 г.- 25, 2014 г.- 37). Их анализ, а также анализ жалоб, поступивших в органы прокуратуры, органы государственного надзора, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, общественные организации, мониторинг публикаций в средствах массовой информации указывают на то, что в Тверской области существуют проблемы в реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Основные нарушения были зафиксированы в области законодательства при обращении с отходами производства и потребления, об охране земель, нарушения режима особо охраняемых природных территорий, лесного законодательства (в том числе рубок древесно-кустарниковой растительности), водного законодательства, охраны атмосферного воздуха, об охране недр, об охране водных биологических ресурсов.

Так, специфической проблемой в реализации прав человека на территории Тверской области является низкое качество питьевой воды.

Согласно результатам лабораторных исследований в 2014 г. продолжает оставаться стабильно высоким процент проб водопроводной питьевой воды, не отвечающей гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, который составил 35%, что выше среднероссийского показателя в 2 раза (16% в 2013 г.). Несоответствие качества воды гигиеническим нормативам установлены преимущественно по органолептическим (мутность) и обобщённым показателям (общая жёсткость), а также по содержанию железа и фтора. Высокий удельный проб водопроводной воды, не отвечающих санитарным нормам, связан в первую очередь с отсутствием необходимого комплекса очистных сооружений на основных водозаборах, а также с вторичным загрязнением за счёт неудовлетворительного состояния сильно изношенных сетей водоснабжения. Наиболее остро эта проблема стоит в городах Тверь, Ржев, Старица.

Вследствие отсутствия взаимодействия между управляющими компаниями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими услуги по вывозу мусора, при пассивной позиции администрации в г. Твери имеют место проблемы с вывозом твёрдых бытовых отходов с контейнерных площадок города. А всего за 2014 год на территории Тверской области выявлено 198 мест несанкционированного размещения твёрдых бытовых отходов (ТБО), из которых около 4% расположено на землях сельскохозяйственного назначения, около 96% - на землях населённых пунктов.

С целью взаимодействия с органами власти и проведения совместных мероприятий между Управлением Росприроднадзора по Тверской области, Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области, Министерством лесного хозяйства Тверской области, Министерством Тверской области по обеспечению контрольных функций заключено соглашение по выявлению несанкционированных свалок.

За прошедший 2014 год неоднократно поступали обращения граждан по факту горения отходов и загрязнения атмосферного воздуха на санкционированной городской свалке ТБО, расположенной на 13 км Бежецкого шоссе Калининского района. Эксплуатацию данной санкционированной свалки ТБО, на основании лицензии, осуществляет МУП «Тверьспецавтохозяйство». Ранее, 1.06.2007 года решением Заволжского районного суда г. Твери по исковому заявлению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры эксплуатация свалки с 1.07.2010 года была запрещена. Затем 7 раз по заявлению администрации г. Твери и МУПа производилась отсрочка исполнения решения суда и окончательно им было отказано 4.02.2015 года.

С целью взаимодействия с органами власти и проведения совместных мероприятий между Управлением Росприроднадзора по Тверской области, Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области, Министерством лесного хозяйства Тверской области, Министерством Тверской области по обеспечению контрольных функций заключено соглашение по выявлению несанкционированных свалок.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: федеральные и региональные органы государственного надзора, а также граждане стали реагировать более жёстко и оперативно на допускаемые нарушения прав на благоприятную окружающую среду.