Уполномоченный по правам человека
в Тверской области

170100, г. Тверь, ул. Советская, 23
8 (4822) 34-18-09

Май 2014

Аппарат Уполномоченного по правам человека в Тверской области разъясняет

Обращение граждан в органы внутренних дел

В адрес Уполномоченного по правам человека в Тверской области поступает много обращений по вопросам правоохранительной деятельности. Граждане задают вопросы, что должен предпринять человек, пострадавший от преступления? Куда обратиться с заявлением? Какими правами он обладает?

Разъясняем, что в этой ситуации необходимо как можно быстрее обратиться в органы внутренних дел. Статистика показывает, чем быстрее поступит сообщение в ОВД, тем более вероятно, что преступление или правонарушение (далее — происшествие) будет раскрыто или предотвращено от более тяжких последствий.

В целях установления в системе МВД РФ единого порядка рассмотрения обращений издан Приказ от 12 сентября 2013 г. № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации». Согласно этому документу сообщения о происшествиях принимаются круглосуточно и незамедлительно регистрируются в дежурных частях, по телефону 02, а также могут поступать в письменном виде, по почте, телеграфу, информационным системам общего пользования, факсимильным или иным видом связи либо доставляются заявителем или его представителем лично. Если заявление о происшествии поступило при личном обращении заявителя, то одновременно с регистрацией в дежурной части оперативный дежурный обязан оформить талон-уведомление и выдать его заявителю.

При заполнении бланка обращения в обязательном порядке следует указать: наименование органа, в который направляется письменное обращение, либо Ф.И.О. отчество должностного лица, либо должность; собственные Ф.И.О.; почтовый или электронный адрес. В случае отсутствия указанных обязательных реквизитов обращение может быть оставлено без ответа.

Гражданину, обращение которого рассматривается в ОВД, должна быть обеспечена возможность:

— представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

— знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения;

— получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, либо уведомление о переадресации обращения;

— обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения;

— обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения;

— возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных незаконными действиями (бездействием) ОВД или его должностными лицами при рассмотрении обращения, по решению суда.

Обращения, поступившие в ОВД в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на тридцать дней с одновременным письменным уведомлением об этом гражданина. Ответ по существу поставленных в обращении вопросов направляется гражданину в письменной форме или в форме электронного документа на официальном бланке и подписывается соответствующим руководителем.

Если в ходе проверки по обращению, выявлены признаки преступления или административного правонарушения, сотрудник полиции — исполнитель обязан составить мотивированный рапорт на имя руководителя и передать рапорт в дежурную часть для незамедлительной регистрации в книгу учета сообщений о правонарушениях (далее — КУСП) и рассмотрения в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса РФ или Кодекса Р Ф об административных правонарушениях, а также в установленном порядке обязан сообщить гражданину о дате и номере регистрации рапорта в КУСП.

В соответствии с требованиями ст. 144 УПК РФ, дознаватель, орган дознания обязаны проверить сообщение о преступлении и принять по нему решение в срок не более 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Начальник органа дознания вправе по ходатайству дознавателя продлить до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

По заявлению (сообщению) о происшествии должно быть принято одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления по подследственности, по подсудности в суд по делам частного обвинения или в иной территориальный орган МВД России по территориальности; о возбуждении дела об административном правонарушении; о вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; о приобщении заявления к материалам ранее зарегистрированного сообщения о том же происшествии; о приобщении к материалам специального номенклатурного дела; о передаче заявления в подразделение делопроизводства и режима.

Информация о решении по заявлению (сообщению) о происшествии в течение 24 часов с момента его принятия направляется заявителю. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

Персональная ответственность за состояние работы по приему граждан, обеспечению рассмотрения обращений возложена на начальников управлений (отделов) МВД России.

Надзор за деятельностью органов внутренних дел, в том числе и по вопросам касающимся порядка подачи, рассмотрения и принятия решений по обращениям граждан осуществляет прокуратура. Обжаловать решение также можно в судебном порядке.