Уполномоченный по правам человека
в Тверской области

170100, г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, 5
8 (4822) 34-18-09

Право на обращение гражданина

Вопрос:

В апреле 2010 г. я обратилась к начальнику ОСП «Тверской почтамт» УФПС в Тверской области филиала ФГУП «Почта России» с письменной претензией. При принятии моего заявления сотрудник почты потребовала предъявить паспорт гражданина РФ. Я считаю, что требование паспорта при подаче письменного заявления (претензии) в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» является незаконным. Права ли я?

Ответ:

В соответствии с п.1 ст. 1 Федерального закона № 59-ФЗ  указанный закон регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации, закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.  Учитывая, что ФГУП «Почта России» и его филиалы не являются государственными органами или органами местного самоуправления, действие Федерального закона № 59-ФЗ не распространяется на регулирование правоотношений, возникших между гражданином и ФГУП «Почта России».

Операторы почтовой связи оказывают услуги почтовой связи в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221 в соответствии с которыми при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Претензии, связанные с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой внутреннего почтового отправления, предъявляются как оператору почтовой связи, принявшему отправление, так и оператору почтовой связи по месту назначения почтового отправления, в течение 6 месяцев со дня отправки почтового отправления или осуществления почтового перевода. Претензии предъявляются в письменной форме, к претензии прилагаются документы удостоверяющий факт заключения договора на оказание услуг связи (квитанция, опись вложения) и свидетельства о неисполнении или ненадлежащем исполнении оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи (оболочка почтового отправления, упаковка дефектного почтового отправления и т.п.), а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба - сведения о размере причиненного ущерба. При подаче претензии пользователь (его законный представитель) должен предъявить документ, удостоверяющий личность. В случае отказа оператора почтовой связи в удовлетворении претензии, в случае его согласия удовлетворить претензию частично либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услугами почтовой связи имеет право предъявить иск в суд.

Следовательно, сотрудник почты правомерно потребовала от Вас предъявления паспорта.