Уполномоченный по правам человека
в Тверской области

170100, г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, 5
8 (4822) 34-18-09

Обеспечение безопасности при перевозке организованных групп детей автомобильным транспортом

В связи с трагедией, произошедшей в Ханты-Мансийском автономном округе, в адрес Уполномоченного по права ребенка в Тверской области Ларисы Мосолыгиной поступило поручение Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка об организации взаимодействия ведомств по выявлению проблем при эксплуатации транспорта, осуществляющего перевозку детей.
В целях принятия действенных мер по предупреждению трагических ситуаций с детьми на дорогах 16 декабря 2016 года Лариса Мосолыгина провела совещание на тему: «Обеспечение безопасности при перевозке организованных групп детей автомобильным транспортом», участниками которого стали:

Фотография 1

врио начальника УГИБДД УМВД России по Тверской области Денис Черных;
начальник Управления государственного автодорожного надзора по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Галина Архипова;
Министр транспорта Тверской области Игорь Павлов;
Министр образования Тверской области Наталья Сенникова;
начальник управления развития образования и обеспечения деятельности образовательных учреждений Министерства образования Тверской области Марианна Шлинчак;
ведущий эксперт отдела дошкольного, общего среднего, коррекционного и дополнительного образования Министерства образования Тверской области Светлана Извекова;
начальник Управления транспорта и связи администрации города Твери Дмитрий Санников;
начальник отдела координации и контрольной деятельности спортивных учреждений Комитета по физической культуре и спорту Тверской области Ольга Фомина;
директор МОУ «Заволжская СОШ» Ольга Никанорова;

директор ГБУ ДО «КСДЮСШОР № 2» Наталья Шандыба.


Лариса Мосолыгина высказала мнение о том, что ситуация, сложившаяся в сфере перевозки организованных групп детей, напряженная. Изменилось законодательство, правила перевозки ужесточаются. Эти меры необходимы. Но важно не забюрократизировать процесс, нельзя лишить детей возможности выезжать на экскурсии, соревнования.


По словам Дениса Черных, проблемы действительно существуют. Часть из них связана с тем, что школьные автобусы зачастую занимаются деятельностью, не связанной с учебным процессом. Руководители образовательных организаций подчас арендуют автобусы, не оснащенные для перевозки детей.

Сотрудники ГИБДД сталкиваются с выявлением поддельных путевых листов, со случаями, когда транспортному средству, перевозящему детей, запрещается ехать дальше по техническим причинам, но эти требования игнорируются. Неоднозначны ситуации, когда дети едут группой, но в сопровождении родителя.

Фотография 2
Фотография 3

Галина Архипова подчеркнула, что существует нормативная база, строго регламентирующая процесс перевозки детей. Эти требования надо неукоснительно исполнять. К сожалению, нет серьезности понимания вопроса, имеет место низкая ответственность руководителей образовательных учреждений. Но, в то же время, основная задача школы – образование. Какой технический инструктаж с водителем школьного автобуса может провести директор школы? В данном случае выходом может стать передача школьных автобусов в специализированные автотранспортные предприятия на территории муниципалитетов.

Игорь Павлов предложил создать перечень предприятий, готовых принять школьные автобусы и отвечать за их состояние. Подключить к этому глав муниципальных образований. Кроме того, проработать вопрос приобретения школьных автобусов, предназначенных для перевозки организованных групп детей, в собственность ГУП «Тверьавтотранс».

По итогам совещания был выработан ряд предложений, которые будут переданы Уполномоченным по правам ребенка в Тверской области на федеральный уровень, а именно:

  1. В целях профилактики ДТП с участием школьных, спортивных, экскурсионных автобусов, предназначенных для перевозки детей, необходимо рассмотреть возможность внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения", в частности в п.3.4, регулирующий применение проблескового маячка желтого или оранжевого цвета, дополнив существующий перечень транспортных средств, имеющих право на его использование, транспортными средствами (автобусы и микроавтобусы), осуществляющими организованную перевозку детских групп. Либо предусмотреть оснащение специальными световыми сигналами (проблесковыми маяками другого цвета, по аналогии с п.3.6 ПДД) транспортных средств, временно зафрахтованных или на постоянной основе предназначенных для перевозки детей.

  2. Применение проблесковых маячков для автотранспорта, не относящегося к оперативным службам, не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности и, в случае принятия такой нормы для детского транспорта, – о необходимости соблюдать осторожность при движении.

  3. Разработать упрощенный механизм согласования перевозок групп детей в пределах одного населенного пункта, если время нахождения в дороге не превышает 1, 5 часов.

  4. Разрешить использование единиц регулярного рейсового общественного транспорта, прошедшего необходимые технические процедуры, для перевозки детей в пределах муниципального образования, если время нахождения в дороге не превышает 1, 5 часов.