Уполномоченный по правам человека
в Тверской области

170100, г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, 5
8 (4822) 34-18-09

Общественный контроль в сфере ЖКХ

14 мая 2014 года Уполномоченный по правам человека в Тверской области В.И.Бабичев провел «круглый стол» на тему: «Развитие общественного контроля в сфере ЖКХ как фактор улучшения качества услуг».
По мнению Уполномоченного, сфера ЖКХ остается на сегодняшний день одной из самых проблемных. Обращения, поступающие в адрес Уполномоченного по вопросам нарушения права на жилище, вот уже несколько лет занимают лидирующую позицию (2013 г. — 22% от общего количества обращений, 2012 г. — 21, 6 %, по состоянию на 13.05.2014 г. — 20%). Граждане жалуются на то, что не во всех муниципальных образованиях региона созданы органы муниципального жилищного контроля; управляющие компании не информируют граждан о своей деятельности; уровень подготовки кадров, работающих в управляющих компаниях, не всегда соответствует должному уровню.
Уполномоченный неоднократно обращал внимание на неготовность самого населения к перестройке системы управления многоквартирными домами. Так, по официальным данным в конце 2012 года 30% населения Тверской области самостоятельно не осуществили выбор способа управления своими жилыми домами, в связи с чем проведение конкурсов по управлению домами вынуждены были осуществить органы местного самоуправления.
В 2013 году анкетирование более 1000 жителей области, проведенное Уполномоченным, показало, что 83% опрошенных считают свои жилищные права нарушенными, 73% респондентов жалуются на то, что им недостаточно знаний о своих правах, обязанностях управляющих компаний, функций органов власти.
Сегодня контроль в сфере ЖКХ возложен на официальные контролирующие органы (прокуратуру, полицию, органы государственного жилищного надзора, роспотребнадзор, административно-техническую инспекцию, муниципальный жилищный контроль), однако усилий этих органов недостаточно.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» обязал Правительство РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ до июня 2013 г. обеспечить создание сети общественных организаций по осуществлению контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств. В регионах созданы и начали действовать Центры общественного контроля в жилищно-коммунального хозяйстве. В Тверской области региональный Центр общественного контроля функционирует на базе Тверской областной общественной организации «Качество жизни».
Президент России Владимир Путин внёс в Госдуму проект федерального закона «Об основах общественного контроля в РФ» (законопроект принят во втором чтении). Документ направлен на создание правовых основ организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия.
В соответствии с законопроектом общественный контроль могут осуществлять Общественные палаты федерального, регионального и местного уровней, а также Общественные советы при органах исполнительной власти всех уровней. Кроме того, для этих целей могут создаваться специальные общественные наблюдательные комиссии, советы, инспекции и группы общественного контроля. В их арсенале будут такие механизмы как мониторинг, проверки, экспертизы, общественные обсуждения, публичные слушания.
В.И.Бабичев отметил, что многие проблемы жилищно-коммунальной сферы возможно решить только при активной позиции самих граждан, при должном уровне общественного контроля в сфере ЖКХ. На изменение сложившейся ситуации необходимо направить максимум усилий со стороны как органов власти, так и некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере ЖКХ. Необходимо проводить мероприятия, направленные на просвещение и обучение взрослого населения в вопросах общественного контроля в сфере ЖКХ и формирования ответственного собственника путем подготовки из их числа обученных специалистов общественного контроля в советах многоквартирных домов, ТСЖ, ЖСК и ТОС, а также общественных организаций по защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
В мероприятии приняли участие главный федеральный инспектор по Тверской области Ю.Э. Стрелецкий, заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области А.Ф.Выскубов, заместитель председателя постоянного комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Законодательного Собрания Тверской области С.А.Петрушенко, заместитель Министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Л.В.Мишуткина, заместитель начальника Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области Е.О. Никитин, заместитель начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области О.Р.Воякина, председатель Тверской региональной Ассоциации ТСЖ и ЖСК (ЖК) О.Л.Кириченко, председатель Федерации Тверских профсоюзов, председатель комиссии по труду и социальной политики Общественной палаты Тверской области В.Н.Корешков, член Тверской областной общественной организации «Качество жизни» В.Н.Улитин, председатель Тверской областной общественной организации «Союз правозащитников и потребителей» В.Г. Лысенко, председатель Тверской городской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов Г.И.Левкович, специалист Тверской областной организации Общероссийской общественной организаций «Всероссийское общество инвалидов» Н.И.Шаронова, генеральный директор Управляющей компании «Застава» г.Тверь Е.С. Предэ, председатель Совета дома № 52 по ул. П. Савельевой г. Твери Л.В.Шухина, общественный помощник Уполномоченного по г.Твери Л.Б.Воронова.
По результатам работы «круглого стола», обсуждения развития общественного контроля в сфере ЖКХ как фактора улучшения качества услуг, анализа поступающих обращений граждан участники мероприятия выработали ряд рекомендаций в адрес Правительства Тверской области, Законодательного Собрания Тверской области, органов местного самоуправления Тверской области, общественных организаций.