Уполномоченный по правам человека
в Тверской области

170100, г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, 5
8 (4822) 34-18-09

Признание безработным

Вопрос:

Здравствуйте, скажите пожалуйста, могут ли меня признать безработным, если ранее я был индивидуальным предпринимателем и справку о заработной плате в службу занятости не предоставил?

Ответ:

Конституционный Суд РФ запретил отказывать бывшим ИП, не представившим справку о среднем заработке по последнему месту работы, в признании безработными.

Согласно Закону о занятости населения решение о признании гражданина безработным принимается при представлении им определенных документов. В их числе - справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.

Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что органы службы занятости не могут отказывать гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность либо стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва, в признании безработными на том лишь основании, что ими не представлена данная справка. Таков конституционно-правовой смысл положений названного закона, определяющих порядок и условия признания граждан безработными. И поэтому данные нормы не противоречат Конституции РФ.

В противном случае создавались бы искусственные препятствия для признания этих граждан безработными и реализации ими прав, гарантированных безработным в целях оказания помощи в трудоустройстве и социальной поддержки в период безработицы. В результате нарушалось бы право граждан на защиту от безработицы, закрепленное Конституцией РФ.

От размера среднего заработка этих граждан по последнему месту работы не зависят ни допустимость предлагаемой им работы в качестве подходящей, ни размеры пособия по безработице и стипендии на период профобучения и получения дополнительного профобразования. Следовательно, чтобы оказать данным гражданам содействие в подборе подходящей работы и назначить указанные выплаты, органам службы занятости не требуется обязательно устанавливать размер их среднего заработка по последнему месту работы.

Кроме того, само по себе отсутствие сведений о размере среднего заработка этих граждан по последнему месту работы не должно служить препятствием и для предоставления им иных мер господдержки в области содействия занятости и защиты от безработицы. Ведь виды и объем этих мер также никоим образом не связаны с размером среднего заработка лиц, относящихся к одной из указанных категорий.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 6 октября 2015 г. N 24-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского").